Антоненко Пётр Кузмич (1921-1985) Родился в с. Буран Марнокульского района Восточно-Казахстанской области. В 1940 г. поступил в Самаркандское художественное училище. 1941 г. - трудовая армия на шахтах Урала. Участник Великой Отечественной войны, участник Парада Победы. В 1949 г. закончил учебу в художественном училище (г. Алма-Ата). Жил и работал в г. Караганде. С 1959 г. - член СХ РК.
Работы П. Антоненко выполнены без оглядки на установки времени, возраст художника. Это -буквально брызжущие цветом, наполненные светом холсты. Множество - портретов: себя, близких, каких-то - теперь уже не узнать кого - очень колоритных по типу, одежде, манере людей. Повторяемы и непритязательны предметы в натюрмортах, так характерных для мастерских: простенькие чайники, усыпанные горошинами огненные пиалы. Благородно-сдержаны в своей архитектонической самодостаточности глубокого зеленого тона бутыли. Забываешь, что сосуд, который попал, в полном смысле, в историю, был, наверняка, только что опорожнен в дружеском общении.
Художник обладал зорким взглядом провидца, вычленявшим из суеты и быта своего времени то, что заставляет дрогнуть сердце: старую прялку, неспешное рукоделие, заснеженную террасу, которую, кажется, только что покинули пионеры.
Блестящее владение кистью, виртуозность работы с натурой поднимали П. Антоненко над требованиями узко-прагматичного советского реализма. Не оставляет равнодушным этюд, где в вихре цветовой стихии едва угадываются гребущие в пыли куры. Обычные домики преображаются полыханием чистых ярких красок в почти фантастический пейзаж. Художник бросал вызов Писарро в вечернем пейзаже, где в последнюю очередь узнаешь скульптуры на Дворце горняков, одной из главных примет Караганды.
Работая в провинциальной глубинке, художник мог позволить себе большую творческую свободу, чем это было у столичных коллег. И потому, стихия раз использованного импрессионистского приема уже не отпускала от себя. Заставляла, от этюда к этюду, вовлекать себя и зрителя в преображенную и опоэтизированную с его помощью действительность, в которой непросто разглядеть реалии окружавшего П. Антоненко мира скудной социалистической действительности.
Художник-легенда
В Карагандинском областном музее изобразительного искусства прошла выставка-память. 9 июля исполнилось бы 90 лет одному из основателей карагандинской школы изобразительного искусства - Петру Антоненко. Жизнь его оборвалась 26 лет назад.
В фондах карагандинского музея сегодня хранится более 70 живописных и графических работ Петра Антоненко. Для организации этой выставки были использованы картины из фондов областного отделения Союза художников и личной коллекции супруги художника - Жанны Антоненко.
Это был художник-патриот, посвятивший свою творческую жизнь теме родного края, воспевший в своих работах человека-труженика.
Щедрый душой художник, который никогда ни на что - ни на холсты, ни на краски - не был жадным, - рассказывает искусствовед Наталья Иванина. - Он щедро раздавал свою любовь всем: Караганде, Восточному Казахстану - своей родине, людям труда, которых особенно уважал, потому что знал, что такое труд у мартеновских печей, работа в глубине шахты. И мы любим его за это. А еще за то, что нашел силы собрать вместе всех тех, кто любит искусство и умеет ему отдаваться.
В Караганду Петр Кузьмич прибыл в 1949 году. Тогда была написана серия этюдов на шахтерскую тематику. Потом были работы в память о годах, проведенных на фронте. Но постепенно художник все больше отдавался портретному жанру. И он занял основное место в его творчестве. Он любил писать женщин-тружениц, людей труда - шахтеров, металлургов. Но не оставлял без внимания творческую и научную интеллигенцию, а также своих коллег-художников, чьих изображений на выставке немало. Но больше всего, конечно же, портретов любимой жены - Жанны. Все картины отличает точность в передаче характерных черт, выражений лиц.
- Он постоянно был в работе, не сидел ни минуты. В художественном фонде совещание, а он с карандашом сидит и что-то рисует, - вспоминает супруга художника. - Как человек он был очень добрым и очень отзывчивым. Молодые художники постоянно бывали у нас дома и с ним ходили на этюды.
Долгие годы Петр Антоненко возглавлял художественный совет. На открытии выставки знаменитый карагандинский скульптор Анатолий Билык вспоминал, каково было работать с ним.
Антоненко был очень строг. Каждый к нему шел и дрожал. А он говорил: «Если ты не можешь - скажи. Я тебе помогу». Все равнялись на него, - поделился воспоминаниями скульптор. - Это был большой художник и прекраснейший человек.
События
от 07.07.2011
ОКСАНА ВОЛКОВА